Смерть 81-летней блокадницы вызвала огромный резонанс в обществе

Первый комментарий владельца торговой сети "Магнит" по поводу смерти униженной его сотрудниками до смертельного стресса старенькой женщины - "Перестаньте заниматься херней" - вызвал у меня яростное желание перечитать Манифест Коммунистической партии (1848 год) и обновить в памяти фразу про то, что ради прибыли капиталист, не задумываясь, пойдет на убийство.

Но "Манифест" открылся не на том месте: "Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые. Покорение сил природы, машинное производство...". Пришлось разыскать сентябрьский номер "Сноба", где у владельца "Магнита" брала интервью Ксения Собчак. "Мы оба не любим словосочетание "социальная ответственность бизнеса" - ну оно и видно... "Неприкосновенность созидательных усилий для человека куда важнее для общества, чем любая благотворительность", - ну вот мы и хлебаем последствия распоряжений вас, "неприкосновенных". "Он излучает уверенность в себе, торжество разума над эмоциями..." - Боже, когда же мы избавимся от кастового самолюбования социальных павлинов?!

Но слово за слово - и Галицкий, вопреки настрою, начинает нравиться. Ни с кем не аффилирован, не близок к власти. Удивительно точно анализирует ошибки конкурентов. Блестяще срезает снобку-собеседницу, высказавшую свое "фи" его торговой сети: "Можно провести эксперимент, дать вам 25 тысяч рублей в Москве или 15 тысяч в регионе - и вы попробуете прожить на них месяц... Тогда вы узнаете, что рублевая разница в цене на бананы - это разница огромная... Когда мы были еще маленькой сетью, мы подсчитали, когда цены снизятся на 1 рубль, то продажи увеличиваются на 100 тонн в день". Нет, он явно не циник, лишь прагматик. Спокойный комментарий по поводу санкций: мы выдержим - просто переориентируемся на других производителей. И, наконец, ответ на вопрос, как он понял, что хорошо чувствует своего - небогатого - покупателя: "Я не скажу, что очень хорошо его чувствую. Я уже оторвался от него, потому что я богатый человек. Но так было не всю жизнь. Я из обычной семьи, после армии год работал грузчиком, студентом был бедным. Когда мы начинали делать "Магнит", я хорошо чувствовал и понимал, что движет простыми людьми". Честные люди с широким социальным кругозором во времена, когда модно пыжиться классовой спесью, вызывают уважение. И с Ксениным резюме - "Галицкий очаровательно провинциален; гордость родным Краснодаром и показное недоверие к "Ма-а-скве" в его исполнении выглядит обаятельнее, чем снобизм московских бездельников" - не хочется спорить. И даже при скептичном настрое чувствуешь, что ее герой - самозваный король провинциальной сетевой торговли в России стоимостью 27 миллиардов, 13-е место в российском списке Форбс в 2014 году - явно не самая противная особь в мире "акул бизнеса".

В Москве я вряд ли пойду в "Магнит", хотя у него не бросовая репутация. Но в райцентре, где живут мои близкие родственники, только в "Магнит" и хожу. Для села это одновременно самый модерновый, самый "городской", самый цивилизованный и при этом куда более дешевый магазин, чем большинство самодельных "лавок" и базаров. В "Магнит" там престижно ходить и бедным, и местному "среднему классу". Ну бывают нарекания, конечно, что товары близки к окончанию срока годности, бывают дотошные пересчеты цен по чеку, но лучше "Магнита" все равно магазина нет. Именно он в провинции возвышает бедных тем, что они в таком цивилизованном и с широким ассортиментом "маркете" отовариваются, и не принижает богатых, часто заглядывающих в него "по пути". Именно здесь можно услышать умилительное "ой, какое счастье, а в советское время я марлю не могла без блата купить". Именно здесь не пристают докучливо к людям с собиранием фишек, а местные девушки и юноши в роли продавцов утрачивают стиль завзятых обманщиков и приобретают навыки помощи покупателю. В станице, где живет моя мама, охранники "Магнита" помогают мне укладывать товар в пакеты, а девушки-продавщицы не раз вызывали по мобильному телефону такси, когда я забывала свой, и всегда отказывались от денег, которые я совала. Мне трудно вообразить там трагедию, что случилась под Петербургом...

Что же произошло? Менеджерами и сотрудниками этого конкретного магазина оказались негодяи или неадекватные люди? Галицкий потерял чувство реальности и закрутил дисциплину следования инструкциям до стресса? Пусть разбирается следствие.

Все антигерои действия - перед нами. Продавщица, поймавшая "воровку" и отказавшаяся тут же разрешить ситуацию, приняв деньги за товар. Вызвавший полицию менеджер, у которого "заели" или были напрочь заблокированы инструкциями здравый смысл и совесть. Охранник, судя по некоторым свидетельствам, насильно заткнувший пожилую женщину - по распоряжению или своей инициативе - в подсобку (давайте представим степень ее униженности и беспомощности и вообразим на ее месте своих стареньких, часто что-то забывающих матерей и бабушек). Топ или просто менеджер, будь то хоть сам Галицкий, назначивший весомую премию "за поимку вора" - такая "сдельщина" поощряет нравственную неадекватность корпоративного поведения сотрудников. Полицейские - не имеющие права нарушить должностные инструкции, но имеющие возможность успокоить старого человека: мол, вы только не волнуйтесь, ерунда это все, бумажку составим и отпустим вас... Ну и наконец, не привлекаемые, увы, даже к моральной ответственности, но достойные упоминания люди, стоявшие в очереди за Раузой Ахмедовной Галимовой. Даже если вообразить, что она вела себя не симпатично (хотя видеорегистратор пока свидетельствует об обратном), все равно - старый, что малый, и стыдно взрослым людям не "прочитать" суть разворачивающейся перед ними истории и не заступиться за человека.

И вот перед нами вывешены слова-заставка - "все действовали по инструкции". Как будто это оправдание. Как будто инструкция - это Конституция. Нравственно неадекватные действия "по инструкции" сложились в запредельную бесчеловечность.

Похоже, обществу, опузырившемуся от, в общем, конечно, резонных разговоров о важности "я" - личной инициативы и личной ответственности, "неприкосновенности созидательных усилий" одного человека - пора задуматься над вопросом, какие философии поведения практикует в своих бизнес-империях творцы частного бизнеса (крупного, эффективного, из списков Форбса, а не лавочки какой-нибудь). И почему они мутируют до сектантского поклонения инструкциям, до технологий расчеловеченного поведения? И уже пора перестать думать и писать о бизнесе в жанре пиара - белого или черного.

Не будем забывать, что бизнес, при всей его созидательной силе, не творит культуры - ни великие шедевры не создает, ни образцы человеческого поведения. Он творит реальность, обеспечивает производительную и обменную мощь общества. Это немало, но это не исчерпывает смысл жизни общества, гражданской нации. И зря мы боготворим его и уповаем только на него. Его достижения - это еще и огромное сосложение обычного человеческого труда, а не одной предпринимательской инициативы. Бизнес всего лишь бизнес, какой бы мощи он ни достигал. И "положительным героем" он становится лишь в стране, где защита - и правовая, и общественная - обычного человека не менее важна, чем мощь чьих-то финансовых усилий.

К тому же ни одно из обществ, достигших больших, чем мы, свобод для личной инициативы, не отказалось от измерения "мы" - и очень умело прибегает к нему и в случае большой беды, и в случае резонансных конфликтов. И только мы, обсмеяв моральный кодекс строителя коммунизма ("человек человеку друг, товарищ и брат") и не сделав религиозную мораль регулирующей нормой своей жизни, размагнитились как общество. Повисли в какой-то нравственной анемии.

Подумай кто-нибудь о Раузе Галимовой в категории "мы" - просто воскликни протестующее "Да вы что делаете?!", скажи ей успокаивающее "Не бойтесь, это ерунда какая-то, мы вам поможем, все будет хорошо" - и она, может быть, была бы жива.

У дверей скандально известного "Магнита" горкой лежат пачки сливочного масла - так жители Кронштадта отреагировали на смерть блокадницы Раузы Галимовой. Теперь, когда уже поздно, прокуратура объявила пожилую женщину невиновной, а представители сети даже извинились. Правда, спустя три дня. Историю продолжают активно обсуждать - смириться со столь безразличным поведением сотрудников магазина, действительно, сложно. Фарисейское "действие по инструкции" стоило человеческой жизни.

Напомним, трагическая история произошла третьего февраля под Петербургом. 81-летняя Рауза Галимова, как обычно, отправилась в соседний супермаркет за продуктами, но на выходе блокадницу остановили охранники - в корзине остались три неоплаченные пачки масла. Старушку немедленно обвинили в воровстве и вызвали наряд полиции. Однако до разбирательства Галимова не дожила, при входе в отдел она пожаловалась на резкое ухудшение самочувствия и потеряла сознание. Прибывшим врачам "скорой помощи" оставалось лишь констатировать смерть от сердечного приступа.
Следственный комитет уже возбудил по факту смерти старушки уголовное дело. Расследованием занимается питерское управление СКР. Вменяемая, пока неизвестным лицам, уголовная статья - 109-я "причинение смерти по неосторожности". Причина смерти женщины будет установлена по результатам назначенной судебно-медицинской экспертизы.

"Следователям предстоит установить, насколько законно действовали сотрудники магазина - были ли у них основания заподозрить женщину, пережившую ребенком блокаду Ленинграда, в краже трех пачек масла и вызвать полицейских, - сказал корреспонденту "РГ" официальный представитель СКР Владимир Маркин. - Также мы обязательно выясним, нужно ли было доставлять её в отдел полиции, а не разобраться в сложившейся ситуации на месте. Кроме того, будут проверены условия её содержания в отделе полиции и то, как с ней обращались до прибытия скорой помощи".

Представитель следственного ведомства пообещал, что по результатам расследования следствие даст самую жесткую правовую оценку действий всех без исключения лиц, виновных в смерти  женщины.

Сейчас уже известно, что на самом деле женщина и не думала ничего красть. Сначала эту информацию обнародовала городская прокуратура, а затем в Сети появилось доказательство - видеозапись из магазина. На съемке, приобщенной к материалам уголовного дела отчетливо видно, как Галимова подошла к кассе с тележкой, в которой лежали сумка и продукты. Блокадница оплатила покупки и двинулась дальше, но ее вернули - под сумкой нашли якобы "украденный" товар. Пенсионерка, по словам очевидцев, сказала, что о масле забыла и тут же достала деньги, неоднократно предлагая расплатиться. В ответ директор магазина нажала "тревожную кнопку", не желая слушать никаких оправданий.

Сейчас скандальный "Магнит" закрыт - двери не открывают, никто не откликается. До этого у продуктовой точки дежурил наряд полиции, но от кого и что они охраняли - журналистам не поясняли. Возможно, так проводилась проверка. Единственный комментарий, который удалось получить от сотрудников магазина, звучит максимально холодно и безразлично: "директор действовала строго по инструкции". Что ж, не будь у этой истории такого финала, директора, наверное бы даже похвалили и вдобавок выписали премию: таковая предполагается за предотвращение выноса товара. Кстати, уже появилась информация, что директору магазина дадут внеочередной отпуск. Чтобы не травмировать психику ответственного сотрудника нападками со стороны общественности.

Но Галимова "украла" всего на триста рублей! Превращать из-за этого блокадницу в "опасного преступника" и везти в участок бесчеловечно. Тем более, все, что грозит за такое деяние - административный выговор. Негодование не скрывают даже в Следственном комитете. Так, официальный представитель СК РФ Владимир Маркин написал в twitter, что у людей в этой истории "то ли мозгов нет, то ли совести...".

"В данной ситуации они могли бы разобраться на месте, а не доставлять престарелую женщину в отдел полиции", - прокомментировал представитель СК по Санкт-Петербургу Сергей Капитонов.

В том, что шумиху поднимать не стоило, уверены и соратники Галимовой по общественной организации "Жители блокадного Ленинграда". "Да, в последнее время Рауза немного заговаривалась или отвечала не на те вопросы, которые ей задают. На самочувствие жаловалась не чаще других. Я впервые слышу, чтобы она не оплатила товар! А если и так, то почему бы директору магазина не проявить деликатность, не обратиться сначала к нам?" - спрашивает глава кронштадтского отделения общества Эмма Лешина.

К сожалению, этот вопрос не единственный. На уже упомянутой видеосъемке видно, что в очереди за Галимовой стоят несколько мужчин. Неужели никто из них, видя что происходит, не мог заступиться за старушку и призвать разобраться на месте? Насколько ясно из записи, никто из очевидцев даже не попытался вступить в диалог.

Довольно живописно выглядит и поведение самой торговой сети. Официально прокомментировать ЧП представители "Магнита" решились только спустя трое суток после смерти Галимовой. До этого владелец магазинов, миллиардер Сергей Галицкий в одной из соцсетей призывал СМИ "прекратить заниматься херней по поводу задержания блокадницы". Правда, потом сменил гнев на милость, написав: "в случае с бабушкой, пережившей блокаду, этого все-таки не надо было делать".

В официальном извинении случай с Галимовой называют "трагическим стечением обстоятельств", оправдываясь все тем же: "директор нашего магазина, вызвавшая правоохранительные органы, действовала согласно инструкции". При этом в компании выразили соболезнования семье умершей и пообещали сделать все возможное, "чтобы помочь близким пережить горе". Правда, о том, как именно это будет сделано, - не говорится ни слова.

Кстати, почему-то сотрудники торговли молчат, что "сдавать" покупателей, заподозренных в краже,  в полицию для них банально выгодно. За каждого такого пойманного человека бдительный продавец получает премию. На условиях анонимности сотрудники крупных торговых сетей подтверждают, что довести ситуацию до полиции материально удобно. Причем, им совершенно не важно, что с человеком будет потом в полиции. И была ли кража настоящей или липовой. Фиксируется лишь сам факт поимки и вызова полиции.
При этом в полиции подтвердили, что основной контингент пойманных в супермаркетах- это пожилые люди и подростки. С теми, кто в принципе может дать отпор, трудящиеся прилавков не связываются. Так что угадать, кто следующий может попасть в похожую ситуацию не сложно.

Кстати:

За последнее время это не первый подобный случай в Петербурге. Правда, до этого все обходилось не столь трагично. Не так давно продавщицы одного из магазинов заперли женщину в морозильной камере, якобы за кражу алкоголя с прилавков. Стражей порядка вызвала сама пленница, у которой из кармана не забрали мобильный телефон. Полицейские и освободили покупательницу из морозилки. Теперь сотрудницы супермаркета окажутся на скамье подсудимых по делу о незаконном лишении свободы. Кроме того, в январе в полицию Петербурга поступило обращение от матери 12-летнего школьника, с которым тоже жестоко обошлись продавцы. После того, как подросток оплатил покупку на кассе, две работницы увели его в подсобку и обыскали. Не найдя украденного, женщины не извинившись, выгнали ребенка. 

А в 2011 году в воронежском магазине "Линия" по подозрению в краже двух глазированных сырков прямо на руках у охранников магазина от сердечного приступа умерла 70-летняя женщина.

Как вам это

Алексей Мельников, адвокат Московской городской коллегии адвокатов:

"Даже в случае, если администрация магазина в своих подозрениях по поводу воровства бабушки ошиблась, к ответственности их привлечь нельзя. Состав преступления есть только в случае, если было заведомо ложное сообщение о преступлении. Допустим, если бы бабушку бездоказательно обвинили в краже по мотивам личной неприязни. В случае же, когда дирекция магазина попросила полицию разобраться, юридически за то, что человек потом умер, она ответственности не несет. Администрация охраняет вверенное ей имущество. За правомерные действия человека наказать по закону нельзя.

Поэтому главный вопрос - правомерно ли было задержание старушки сотрудниками полиции. По закону они вправе доставить любого гражданина в отделение для установления личности и установления причастности к правонарушению. Отдельно регламентировано лишь задержание малолетних и беременных, специального регулирования в отношении пожилых людей не существует".

Галина Козловская, председатель Санкт-Петербургского общества защиты прав потребителей:

"Магазин имеет право не принять предложение оплатить уже вынесенный за пределы кассы товар, а сразу вызвать полицию. В данном случае так и произошло, несмотря на попытку женщины оплатить покупку и решить вопрос на месте, директор магазина настояла на вызове правоохранительных органов.

Но это тот особый случай, когда магазин мог взять деньги. У нас, к сожалению, там, где можно и должно применить закон - его не применяют. А там где можно проявить человеческое отношение, сразу вспоминают о законе. Но в искаженном виде".

Борис Резник, депутат Госдумы:

"Необходимо сделать выводы из этой очень неприятной истории и ввести в торговых сетях такой порядок, при котором, в случае недоразумения все проблемы решались бы на месте, если человек соглашается расплатиться на месте. Причем для этого даже не понадобится менять законодательство, подобные правила вправе установить руководители торговых сетей.

Елена Тополева-Солдунова, член комиссии Общественной палаты по социальной поддержке граждан и качеству жизни:

"С точки зрения закона сотрудники магазина действовали правильно, но если бы они попробовали разобраться на месте, они также не нарушили бы закон. Хочется отметить такой аспект - в связи с этим инцидентом уже появились инициативы не применять какие-то меры наказания для определенных групп граждан: инвалидов, пенсионеров, членов многодетных семей и других социально незащищенных. Но это неправильный путь. Если человек совершил преступление, он должен ответить за свои действия в любом случае. Другое дело, что нужно хорошо подумать о соразмерности наказания совершенному деянию. Не стоило из-за пачки масла все это устраивать".

Подготовил Иван Петров

Как это было

У дверей скандально известного "Магнита" горкой лежат пачки сливочного масла - так жители Кронштадта отреагировали на смерть блокадницы Раузы Галимовой. Теперь, когда уже поздно, прокуратура объявила пожилую женщину невиновной, а представители Сети даже извинились. Правда, спустя три дня. Напомним, трагическая история произошла 3 февраля под Петербургом. 81-летняя Рауза Галимова, как обычно, отправилась в соседний супермаркет за продуктами, но на выходе блокадницу остановили охранники - в корзине остались три неоплаченные пачки масла. Старушку немедленно обвинили в воровстве и вызвали наряд полиции. Однако до разбирательства Галимова не дожила, при входе в отдел она пожаловалась на резкое ухудшение самочувствия и потеряла сознание. Прибывшим врачам "скорой помощи" оставалось лишь констатировать смерть от сердечного приступа.

Следственный комитет уже возбудил по факту смерти старушки уголовное дело. Расследованием занимается питерское управление СКР. Вменяемая, пока неизвестным лицам, уголовная статья - 109-я "причинение смерти по неосторожности".

"Следователям предстоит установить, насколько законно действовали сотрудники магазина - были ли у них основания заподозрить женщину, пережившую ребенком блокаду Ленинграда, в краже трех пачек масла и вызвать полицейских, - сказал корреспонденту "РГ" официальный представитель СКР Владимир Маркин. - Также мы обязательно выясним, нужно ли было доставлять ее в отдел полиции, а не разобраться в сложившейся ситуации на месте".

Сейчас уже известно, что на самом деле женщина и не думала ничего красть. Сначала эту информацию обнародовала городская прокуратура, а затем в Сети появилось доказательство - видеозапись из магазина. На съемке, приобщенной к материалам уголовного дела, отчетливо видно, как Галимова подошла к кассе с тележкой, в которой лежали сумка и продукты. Блокадница оплатила покупки и двинулась дальше, но ее вернули - под сумкой нашли якобы "украденный" товар. Пенсионерка, по словам очевидцев, сказала, что о масле забыла и тут же достала деньги, неоднократно предлагая расплатиться. В ответ директор магазина нажала "тревожную кнопку".

Негодование по этому случаю не скрывают даже в Следственном комитете. Так, официальный представитель СК РФ Владимир Маркин написал в Twitter, что у людей в этой истории "то ли мозгов нет, то ли совести...".

Кстати, почему-то сотрудники торговли молчат, что "сдавать" покупателей, заподозренных в краже, в полицию для них выгодно. За каждого пойманного человека бдительный продавец получает премию. На условиях анонимности сотрудники крупных торговых сетей подтверждают, что довести ситуацию до полиции материально удобно. Им совершенно не важно, была ли кража настоящей или липовой. Фиксируется лишь сам факт поимки и вызова полиции.

При этом в полиции подтвердили, что основной контингент пойманных в супермаркетах - это пожилые люди и подростки. С теми, кто в принципе может дать отпор, трудящиеся прилавков не связываются. Так что угадать, кто следующий может попасть в похожую ситуацию, не сложно.

Подготовили

Инга Бугулова, Санкт-Петербург,
Наталья Козлова